«Группа» как метод обучения
«Группа» это еще один метод обучения, в котором можно выйти за пределы внутреннего диалога и соприкоснуться с Разумом Поля, учась проявлять и реализовывать себя среди других проявляющихся и реализующихся участников. Подходит как для развития собственной рефлексии, коррекции самооценки, развитии компетенции в отношениях, навыкам оценки исходя из общечеловеческих ценностей. На более простых уровнях в группе хорошо сверять и развивать свою способность слышать, замечать, чувствовать, здоровым способом интерпретировать. На более продвинутых уровнях можно оздоравливать свою способность воспринимать, понимать, сочувствовать и сопереживать, не теряя при этом себя. Это противоположно анализу и отщепленности от целого, изолированности от другого, общении на/из принуждении и боли.
Фестивальная группа традиционно посвящена раскрытию той или иной темы бытия, рефлексии и оценке прожитого года, подготовке к следующему.
В прошлом году раскрывалась тема «Мы». Учились не только «Мы, вмещающую иные Я», но и лечились от мегаломании (Я, застилающее все и всех вокруг, уничтожающее настоящие отношения), раскрывали персональные и коллективные реакции на форс-мажор (Дракон), возможные здоровые формы отношений в их динамике и эволюции.
Может быть, сейчас время пути к здоровому «Ты», «Я», «Они»….
Как соотносится метод группы с методом тренинга?
Примерно также, как общее развитие с профессиональными достижениями. Как общая терапия и хирургическое лечение. В большинстве случаев одно не заменит другое и в чем-то являются антиподами, но могут и сильно дополнять и поддерживать друг друга.
Исторически, тренинги НЛП появились значительно позднее, во многом антитезой, чем группа как самостоятельный метод. Ведь первой моделью НЛП были способности Фрица Перлза в ведении гештальт-групп, второй моделью – способности Вирджинии Сатир в ведении групп семейной терапии. Сейчас в НЛП описано и подготовлено для тренировки немеренное количество моделей, в том числе за пределами групп. При этом до сих пор остаются актуальными модели лидерства, харизмы, влияния, которые без групп немыслимы.
Хотя и то и другое выросли из продвинутой психотерапии, лишь в НЛП пресуппозируется «Карта не территория» и смещается внимание на вопрос «КАК?», тогда как в группе часто имеют дело с «реальностью» и фокусируются на вопросе «ЧТО?». Если посмотреть на группу как метод с точки зрения НЛП, здесь есть много места для сверки и коррекции жестких культуральных фильтров и фильтров личной истории. Жесткий Фильтр здесь рассматриваю как нечто, затрудняющее творчество и способствующее повторению ранее пережитых событий. Ну, и конечно, в группе, наконец-то, может найтись место СОДЕРЖАНИЮ жизни, а не процессу, что во многом более знакомо участникам
Игорь Варнаков, соведущий фестивальной группы. Этот метод ведущему знаком из очень ранней профессиональной подготовки как группового психотерапевта, далее как ведущего гештальт-групп, далее групп трансактного анализа, далее группанализа (психоанализ группы), далее… далее… далее… 🙂