Утром после супервизии, впечатления группы:
Во сне одни гранды плакали. Другие гранды спали хорошо. (Данил Темкин)
На группе супервизии просматривались записи Джудит Делозье «Стили лидерства», Роберта Дилтса «Создание метакарты», Дэвида Гордона «Создание метафоры» и Брайена Ван дер Хорста «Развивающее бизнес- консультирование». Во всех случаях наблюдалась работа тренера с одним из участников или участниц семинара. Случаи супервизировались через посредников. Джудит Делозье представлял Игорь Варнаков, Роберта Дилтса - Оксана Болотова, Дэвида Гордона – Данил Темкин, работа Брайена Ван дер Хорста была рассмотрена в свободном порядке. Брайен Ван дер Хорст понравился Будрису и Ольге.
После супервизии Михаил Алешунас создал метафору. Работа Делозье похожа на действия енота-крабоеда, мягкими касающимися быстрыми поглаживаниями, пробивающего все защиты краба, после чего тому ничего не остается, кроме как сдаться на милость победителя. Работа Дилтса напоминает горностая, который очаровывает и гипнотизирует кроликов своими танцами и прыжками во время охоты. Работа Дэвида Гордона похожа на бобра – действует казалось бы тихо, незаметно, довольно выборочно, и вот уже запруда, меняющая ландшафт местности. Работа Брайена Ван дер Хорста напоминает резвящегося дельфина, который весьма требователен к тем, с кем играет.
Было стремительное и интересное развитие группы. Возникали метафоры сначала психиатрического отделения, далее отделение неврозов, затем встреча с одиночеством человека и в конце отрезвляющий бизнес-практицизм. Неожиданно для всех работа Ван дер Хорста оказала оздоровляющее действие не только на клиента, но и на всех участников группы супервизии.
Частные впечатления.
«Путешествие в мир НЛП»
«Ходить по разным мирам, не заражаясь ими, а исследуя и восхищаясь, любуясь их внутренней структурой, осознавая красоту и различия, и сохраняя себя и приобретая. Как Алиса в Стране Чудес».
«Встреча с живыми людьми, которых часто не видно за их блеском и сиянием на небосклоне НЛП».
В группе супервизии ставились задачи оценить влияние авторитетов на себя, выйти за пределы блестяще предлагаемой авторитетами системы, раскрыть собственный творческий потенциал участников группы, выходя из-под давления авторитета, если такое существовало, дать собственную оценку происходящего. Периодически наблюдался парадокс: НЛП живо там, где его нет, а есть люди с их личностностью и уникальностью. Хорошо воспринимались технологии тогда, когда они были совершенно незаметны. Ибо органично вписывались в личность. Был парадокс, когда технология скрывала личность.
Также у участников группы происходил поиск, приобретение своего уникального, личностного стиля. Попытка хирургической психопластики не удалась.
Личные интервью после группы:
Римвидас Будрис
Происходило неожиданное со временем - во время супервизии пропадало время для всех присутствовавших в группе. Очень большая увлеченность тем, что раскрывается. Это было показателем того, что все это звучало в нас, находило личные отзывы, а потом происходили какие-то собственные разрешения.
Была выбрана своеобразная форма работы в группе супервизии - взять на просмотр видеозапись работы гранда и затем провести разбор того, как он влияет на того, с кем он работал, на аудиторию и на нас в группе.
Была представлена достаточно полная информация о работе грандов, жаль, не хватало информации об их личной жизни для прояснения того, как отражаются взаимоотношения мужчин и женщин на то, что они разрабатывают и затем передают на сообщество НЛП.
Автор (гранд) – использовался как стимульный материал – некий вход во внутреннее пространство. После 15-20 минут работы с тем, что демонстрировали гранды, уходили в личные привязанности посредника вызвавшегося представлять этого гранда. Происходила очистка посредников от того, к чему привязывались, становилась заметной внутренняя проекция, о которой не задумывались.
Можно назвать это отрезвлением от влюбленности.
Очень понравился последний представленный фрагмент супервизии - работа Брайена Ван дер Хорста – это как просмотр хорошей комедии с великолепным актером. С самого начала демонстрации почувствовал предвкушение, а как только он начал пристраивать свое пространство я уже ощутил, что это что- то невероятное. И все для того, чтобы вернуть клиента с небес на землю, с мира иллюзий в мир реальный.
Обобщая всю работу группы супервизии можно сказать, что произошла работа по разрушению идеализации и закрепившихся связей между учеником и учителем во имя нахождения собственного пути.
Игорь Варнаков
Для меня предфестивальная супервизия грандов по видеоматериалам – это и просмотр работы значимых людей, моих тренеров в необычной компании. Компании коллег, учеников, друзей: с разным опытом, разным взглядом, разной подготовкой и длиной пройденного пути. Никто не остался равнодушным. Когда смотрят не так, обращают внимание не на то, и в систему обозрения включают и меня как наблюдающего, вспоминающего, ищущего: конечно, возникает очень широкое восприятие, необычное. И то, что отстаиваешь в противоречии мнений, оказывается более важным, более выпяченным. А лишнее уходит в небытие. Очарование сменяется восхищением. Торможение авторитетом, о котором даже не подозревал, сменяется на стимул, открытие своего, творческого, живого, включающего лучшее и важное, без давления чужого стиля. Плюс череда просмотров разных стилей работы. Удалось выйти за пределы системы, порожденной авторитетами учителей. То самое МЕТА- состояние к авторитетам, с которого и начиналось НЛП.
Также обнаружил некорректность применения «отмычек» в инструментах НЛП, когда ломятся в закрытые двери, невзирая на протесты домовладельца.
Данил Темкин
Супервизия – взлетная площадка для фестиваля в море опыта. Она моделирует, задает тон. Сейчас есть целостность момента, все ощущения идут в работу и очень сложно выделить какой-то отдельный фрагмент.
Ольга Тарасенко
Новая необычная форма работы. Группа, где очень активно развивалась динамика отношений. Подтвердилось давнее предположение о том, что направление психотерапии существует на каком-то одном уровне и при развитии самого психотерапевта уже невозможно сказать в каком направлении он работает ( Брайен Ван дер Хорст, Дэвид Гордон). Много собственных переживаний и анализа своей работы и отношения к авторитетам и учителям и благодаря тому, что работа в группе была напряженной и трудной происходило очищение от шаблонов, стереотипов, рамок. Расширились горизонты, появилось очень много вопросов. То, что очень важно для меня, как для психотерапевта и как человека: По образованию я - экзистенциальный психотерапевт и мне этот опыт был очень полезен, училась с участниками группы и ведущими тренерами большей структурности процесса, умению анализировать, за что так часто ругают НЛП – избыток техник и схематичность формы. Я это с большим удовольствием возьму для себя. Появилась мысль о том, что находиться в пространстве одного направления достаточно опасно – мешает развитию и делает человека «фанатиком». Очень важны такие группы, где есть возможность встречаться людям, которые имеют опыт различных психотерапевтических направлений. Войны между направлениями психотерапии похожи на религиозные войны. Мы теряем очень много энергии, которая могла бы быть использована конструктивно.
Михаил Алешунас
Самое первое и самое главное – ЖИВОЕ, живые слова, живые чувства, живые люди.
Был посредник – человек и влияние, которое оказали на него и влияние, которое эти люди оказывают на нас. Кениг говорил на прошлом фестивале о том, что тренеры НЛП плохо относятся друг к другу. По видимому, одна из причин – влияние разных Грандов на разных тренеров. Больше всех понравился Гордон – неторопливостью, текучестью, бобр – берет то, что ему интересно. Зацепило - (супервизия Роберта Дилтса (посредник Оксана Болотова)) – Демон и человек, гений и джин – одно ли это и тоже или нет?
Дилтс словно паук–волк, оплетающий своей паутиной. Зацепило – чем сильнее человек проникается посредничеством, тем больше видимой личностной работы было на супервизии (даже среди участников группы). Потрясающе было заметить, что-то, что посредники не видели своей зависимости, но видели иллюзии друг у друга. Проявилась тенденция переходу на личности во взаимодействии посредников и группы, что позволило еще яснее увидеть влияние Грандов на нас, его последствия, сказывающиеся в работе и осознавание личного пути. Тема требовательности к учителям, как часто мы не осознавая того закрываем от себя человека в учителе, с его поиском, метаниями, сомнениями. Идеализируем учителей и ожидаем соответствия этой идеализации. Зато как по-новому открывается учитель, ведь иллюзия ограничена реальностью, а реальность не ограничена ничем.
Оксана Болотова
Я рада, что мне удалось внести в предфестивальную супервизию методы НЛП. Точность и скорость методов создало неожиданно резкую и для многих даже пугающую глубину личностной работы посредников. В течение короткого промежутка времени мы (посредники), а с нами наши кумиры, предстали живыми людьми со своими собственными страстями, страданиями, поиском пути и иллюзиями.
Во время супервизии НЛП (способы работы) предстало во всем блеске своего могущества и красоты, смеясь над обвинениями в поверхностности и манипулятивности.
Оно само и послужило для нас помогая нам осознать наши иллюзии на его счет – оно действительно много может. И наши иллюзии о наших учителях и их возможностях – кажется мы преувеличили!. И наши иллюзии о наших возможностях – мы можем больше, чем привыкли считать..
Да, наши Учителя гениальны, но каждый гений рано или поздно становится тормозом.
Умение учеников отдавая дань уважения и почтения учителю, уйти от его авторитета и найти свой собственный путь и принять на себя ответственность за свои собственные действия, не ссылаясь на чье-то мнение.
Зависимость (даже от учителей) делает людей слабыми, а значит часто излишне агрессивными и надменно-высокомерными, как компенсация непризнания постороннего влияния. Думаю, что именно в этом и коренится разобщенность и НЛП тренеров в том числе.
Свобода позволяет нам быть, понимать и прощать. Свобода создает уважение и любовь.
Любовь предпочитает равных. Истинное МЫ – возможно лишь только среди людей свободных и равных перед Богом – создавших Мы по свободному выбору, общим целям и интересам. Но СВОИМ (а не авторитетов) целям и интересам, которые в МЫ становятся общими.