центральный зимний фестиваль NLP в Иваново
Get Adobe Flash player
Случайные фото
ivanovo_duh_gurkin-2009-051 OLYMPUS DIGITAL CAMERA nlp_festival_vladivostok_200305130

Прогулка по проблемному полю с компасом и картой.

Цель этой статьи - поделиться теоретическими и практическими наработками, возникшими за время написания и активной жизни авторского тренинга "Креативная этика", а также консультирования с использованием алгоритмов, в нем обсуждаемых.

"Креативная этика" - тренинг мировоззренческий, лежащий внутри философской модели психотерапии. Главная его цель - помочь участникам выработать конструктивное мировоззрение и убежденность в возможности психического и духовного эволюционирования "из любого положения", причем убежденность, лично аргументированную и отрефлексированную каждым участником, т.е. имеющую ярко выраженный личностный смысл, а не заученную как теория, еще требующая проверки.

Кроме того, участники получают в руки набор конкретных психотехник, следующих из вышеупомянутой убежденности. Этот универсальный набор психотехник можно применять при решении жизненных проблем, видоизменяя его под проблему и под реальных участников.

В основе тренинга лежит принцип использования некоторых интуитивных (мифологических) моделей мира, известных из истории культуры, в качестве "карты" психической реальности, или, по К. Роджерсу, "проблемного поля". Такая "карта" всегда изобилует структурными связями, которые и подсказывают, в каком направлении следует сделать конструктивный психотехнический ход.

В рамках данной статьи, вероятно, не имеет смысла останавливаться на "научности" или "антинаучности" самих интуитивных моделей мира - это тема для очень большого исследования. Достаточно упомянуть о том, что они, как всякая мифология, безусловно являются коллективным проективным материалом и, следовательно, отражают определенную психическую реальность в рамках коллективного бессознательного. Впрочем, даже если бы оказалось, что эти модели вовсе не отражают никакой реальности, хорошо известно, что они достаточно эффективно работают в качестве психотерапевтического мифа или источника психотехник, и не только в парапсихотерапевтическом консультировании, но и, скажем, в юнгианском анализе.

Используемый в тренинге способ работы с одной из интуитивных моделей - двенадцатиричной (календарной, зодиакальной) - приводит к заметному и стойкому улучшению психоэмоционального состояния участников, помогая им обобщить жизненный опыт и более успешно проходить актуальные для них экзистенциальные кризисы за счет стимулирования личностного роста. Приведу здесь несколько формулировок этих позитивных изменений, принадлежащих участникам тренинга. "Появилась "основа" для мировосприятия, более оптимистичный взгляд на окружающий мир. Уверенность в себе". (В.Р., 35 лет, врач) _"Мировосприятие стало более позитивным..." (Е.Д., 39 лет, музыкант.) "Такое впечатление, что я воссоединилась со своими эмоциями, энергией, разумом и сенсорикой. Есть выход радостный из проблем, которые кажутся неразрешимыми." (Н.М.,32 года, художник) "Подружились на 99% с окружающим миром. Доросли до нормы уверенность в своих силах и решительность". (Н.Д.,19 лет, школьный учитель.) "В мировосприятии - качественный скачок вверх. В группе - полное душевное единение и поддержка... Можно решить проблемы познания окружающего мира, самопознания и ухода от страданий." _(Е.Р., 35 лет, врач.) _Расширились возможности, появилось ощущение взаимосвязи (системности) всего в мире и происходящего рядом (Г.Н., 48 лет, педагог-психолог). Заметно стерлись границы предполагаемого возможного. Наступило большее принятие себя и окружающих, увеличился интерес к жизни, и восприятие ее стало радостнее. Мировосприятие стало более отстраненным, абстрактным, объемным; эмоциональное состояние: больше свободы, воздуха. С помощью впечатлений, полученных во время тренинга, решаются внутренние проблемы и проблемы взаимоотношений с окружающими. (У.Т., 40 лет, музыкант). Оптимизм и энергия на максимально высоком уровне, хочется и знаю как работать над собой, а следовательно и изменить в лучшую сторону жизнь. (Т.С., 47 лет, педагог-музыкант). Эмоциональное состояние стало более уравновешенным, прошли плаксивость, "раскисание"._ (Х.Е.,37 лет, логопед). Любая проблема имеет по крайней мере одно решение. Теперь это не просто слова. Это можно проверять с помощью данных алгоритмов и получать результаты, в случае получения негативных результатов я знаю, что можно не останавливаться и страдать, а исследовать и действовать. (И.Я.,39 лет, психолог)._

Что же происходит на тренинге?

На первом этапе (этот этап по форме более близок к семинару) идет знакомство с элементами зодиакальной модели и той внутренне-внешней реальностью человека, которую данная модель отражает.

На втором этапе элементы модели выстраиваются в целостную систему со специфическими структурными связями.

На третьем этапе начинается практика пользования этими связями (ресурсными ходами) для решения конкретных психологических (или, говоря языком экзистенциальной психологии, жизненных) проблем участников тренинга.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1 ЭТАПА ТРЕНИНГА.

У человека есть глубинная архетипическая потребность делить любой полный цикл на 12 фаз. Это зафиксировано в мифологии (от Геракла до Зодиака), в календаре, циферблате и системе часовых поясов, из 12 хроматических полутонов состоит октавный цикл и т.п. Тот факт, что человек структурирует наблюдаемый мир как четыре стороны света в трех временах, говорит о том же.

Дошедшая до нас зодиакальная мифология расшифровывает вехи календарного цикла образным языком «четырех стихий», состоящих каждая из «трех знаков». Внимательное знакомство с мифологическим каноном и его современными трактовками (см., напр., список цитированной литературы в конце этой статьи) делает для психолога очевидным, что данная модель предлагает подразделять целостную психическую жизнь человека на четыре крупных области ( Из описания этих областей как стихий родилось, в частности, учение о четырех темпераментах.): под стихией земли подразумевается весь сенсорный опыт человека (предмет изучения гештальтпсихологии и телесно-ориентированных направлений), под стихией огня - принцип активности (изучается психологией труда, деятельности, творчества...), под стихией воздуха - рациональное кодирование опыта (когнитивная психология, НЛП, эриксоновский гипноз, отчасти экзистенциальная психология), под стихией воды - область экзистенциальных переживаний (экзистенциальная, гуманистическая, трансперсональная психология).

Изначально под стихиями подразумевались четыре базовых стиля общения с миром, свойственные в той или иной мере любому человеку (однако акцентированные у каждого индивидуума в разной степени и по разным причинам - онтологическим, филогенетическим, социокультурным и т.д.) Человек, таким образом - носитель целостной системы, составленной из этих четырех стилей. В своем исследовании я пользуюсь, вместо терминов стихия или стиль, условной, но кажущейся наиболее приемлемой по смыслу формулировкой «аппарат взаимодействия в системе человек-среда», или более коротко – «аппарат взаимодействия (АВ)». Этот термин представляется мне адекватным постольку, поскольку аппарат, являясь некоторой структурой и обладая некоторой функцией, может входить как часть в структуру более сложную.

Зодиакальная модель делит каждую стихию (или каждый АВ) на три фазы, так называемых "знака". Мифологические описания (как правило, антропоморфные) свойств первой, второй и третьей фазы каждой стихии дают нам возможность сделать очень важное наблюдение. А именно: таким делением традиция предлагает рассматривать каждый АВ как трехуровневую структуру, где за первый уровень принимается уровень наименьших значимых элементов (элементарный уровень), за второй – уровень их взаимодействия между собой и со средой (системный уровень), и за третий – уровень цели, смысла, предназначения, миссии всего АВ как трехуровневой структуры (контекстный уровень).

Иначе говоря, человек в состоянии рефлексивно отслеживать каждый «квадрант» психической жизни (т.е. каждый АВ) на трех уровнях: органическом, или элементарном (из каких единиц состоит?), функциональном, или системном (как взаимодействует со своим объектом?) и уровне цели, или контекстном (для чего существует?).

Так как форма статьи отличается от формы тренинга, я отдаю себе отчет в том, что у читателя должны возникнуть сейчас по крайней мере два вопроса – «из чего это следует?» и «что следует из этого?». На первый вопрос я постараюсь ответить прямо сейчас, в разделе «Содержательная часть первого этапа тренинга», несмотря на то, что этот раздел рискует, таким образом, непропорционально увеличиться. На второй вопрос вкратце отвечают последующие разделы статьи.

Итак, сначала попробуем убедиться в том, что традиция действительно дает основания для столь далеко идущих выводов. Для этого возьмем выдержки из некоторых текстов, описывающих характерологические свойства зодиакальных знаков (выбраны тексты наиболее ярких современных авторов, представляющих актуальное состояние астрологической мысли) - с целью найти в каждой выдержке антропоморфный портрет определенного сектора психической жизни. Все 12 «портретов» вместе должны составить целостную карту внутреннего пространства человека.

Сначала – характеристики первых четырех знаков Зодиака, которые могут дать нам информацию об органическом уровне аппаратов взаимодействия (наименьших целостных единицах АВ).

Архетип Овна (первый знак стихии огня / элементарный уровень работы АПВ).

Первый знак Зодиака - Овен. И он стремится быть первым во всем. У Овнов часто раннее развитие: они бросаются в жизнь очертя голову и рано испытывают столкновение с окружающим миром. Овен даже свое поражение способен увидеть победой. Ведь сам он остается уверен в своей правоте, а это для него главное. Все выплескивая наружу, он не оставляет за душой никаких спорных мыслей или сомнительных намерений, и это дает ему возможность всегда быть искренним. Истинная религиозность для Овна связана с активным действием - поэтому в реформаторских религиях этот знак участвует с большим рвением, чем в традиционных. Во всех вопросах, касающихся человеческого разума, он атеист: совесть он ставит выше религиозных и общественных заповедей." (5) Импульсивный, кипящий неистощимой энергией, окунается в жизнь как в битву, проявляя при этом большой натиск и напор, однако часто не доводит начатое до конца, резко меняя сферу приложения сил. Воспринимает жизнь как сцену, на которой надо показать себя, поэтому всегда и везде хочет быть первым. Но лавры быстро утомляют Овна, его зовут новые приключения. Любит играть только по своим правилам, потому - прирожденный революционер и бунтовщик, борец против норм и традиций. Весь устремлен вперед, совершенно не беспокоится о тыле. Вечный спорщик. Его ум слишком подвержен действию волевых импульсов, а потому, в силу своей страстности и невосприимчивости к мнению окружающих, субъективен. Овен плохо обменивается - в основном дает или навязывает. Проблемы решает в лоб, полагаясь на свою пробивную силу.(2)

Действует за счет внутреннего импульса, не рассуждая. (4)

Овен ... - первичный знак огня, первичный импульс к существованию. Мощный пассионарий, но в отсутствие идеи или работы, которые возбуждают в нем энтузиазм, Овен находится в депрессии, и весь мир ему не мил. Впрочем, обычно депрессия быстро проходит, и Овен снова энергичен. Занимает активную социальную позицию, остро реагирует на несправедливость. Возможны дикое раздражение и ненависть, приступы гнева, неодолимая ревность. Узость мышление, неумение слушать возражения. В высоком варианте - генерал, военачальник, ведущий и вдохновляющий свое войско на великие сражения, в нем нет ни грубости, ни дикости, ... но есть мощная энергия, которая в состоянии управлять большими конструктивными планами и проектами. (3)

Не нужно забывать, что такого человека, как «Овен», не существует. (Классический астролог может, конечно, предположить с большой долей вероятности, что для человека, родившегося в то время, когда Солнце проходило первые 30 градусов годового круга (т.е. в течение месяца после весеннего равноденствия) импульсивность характера и жизненных событий будет достаточно актуальна. Но астролог знает и то, что она будет актуальна и для других людей, потому что в первой, овновской фазе годового круга у человека может оказаться не только Солнце, но и любая планета или чувствительная точка. Модное сейчас в социуме деление людей на Овнов, Тельцов, Близнецов и т.д. по меньшей мере неточно даже с точки зрения тех, кто зарабатывает деньги прогнозами для «типичных представителей знаков Зодиака».) Описанные качества могут проявляться в той или иной степени у любого человека, в характере или событиях жизни которого актуальна импульсивность. «Овновские черты» или «овновская ситуация» могут случиться у каждого, т.е. «Овен» – это лишь антропоморфный символ импульсивности, мифологическая проекция АПВ-1.

Можно сделать вывод: наименьшая целостная единица активности – импульс (или мотив).

Архетип Тельца (первый знак стихии земли / элементарный уровень работы АЭмВ).

Осторожен, стремится все поставить на прочную основу. Хорошо чувствует природу. Тянется к красивым и дорогим вещам, удовольствиям, вкусной еде, приятным сторонам жизни, любит искусство. Особенно больших успехов добивается в пластических видах искусств, живописи, графике, скульптуре, музыке с отчетливым рисунком мелодии. (2, 3)

"Телец воспринимает мир через формы, ему нужно потрогать руками и понюхать, причем через осязание он, как правило, получает больше информации, чем это можно себе представить. ... обменявшись рукопожатием с незнакомым человеком, легко может, например, понять, можно ему доверять или нет, и перспективно ли знакомство". "Если средний Телец занимается наукой, ему импонируют установившиеся научные теории с четко разработанным языком, оформленные концепции и фундаментальные исследования." "Истинный ценитель жизни как множества форм, которые кажутся ему значительно прекраснее, чем другим людям: они просто не умеют смотреть и воспринимать так, как он. Если преодолеет лень, то обнаруживает большие способности к искусству и может (с помощью своего творчества) научить других видеть мир таким, каким он представляется ему." "Самый чувственный знак Зодиака. (3)

Здесь антропоморфно описана человеческая способность к чувственному восприятию образов. Знаменитая тельцовская осторожность и обстоятельность – это забота об установлении четких границ между фигурой и фоном (обратили ли вы внимание на то, что даже музыка Тельца – это членораздельная мелодия на отличном от нее звуковом фоне?).

Можно сделать вывод: наименьшие целостные единицы сенсорного опыта (АэмВ-1) – образы, впечатления, гештальты.

Архетип *Близнецов*(первый знак стихии воздуха / элементарный уровень работы АРВ).

"Благодаря своей подвижности первыми схватывают новые идеи и становятся их распространителями. Способны быстро обучаться, общение - их стихия. Обладают энциклопедическими знаниями, по своей природе экспериментаторы, спешат все попробовать, ко всему прикоснуться, благодаря чему приобретают большой жизненный опыт. В курсе всех последних новостей и изобретений не только в своей профессии, но и во многих других областях. Редко строят дальние планы, не учатся на ошибках и почти никогда не занимаются общими теоретическими проблемами. Их конек - это конкретные, практические дела, они прекрасные тактики, но неважные стратеги." (2)

"Для них характерно стремление (и умение) слизнуть поверхностный слой структуры и информации и тут же передать их дальше, кому-нибудь другому, который, если это интересно, будет разбираться глубже сам; поэтому часто Близнецы похожи на живой реферативный журнал. ...легко учат иностранные языки, но воспринимают их формально, как средство передачи информации. Самое поразительное, что Близнецы в глубине души эмоции тоже воспринимают как вариант информации, отчего часто кажутся холодными. ...Поэтому Близнецы могут быть прекрасными переводчиками художественной литературы, имея самое отдаленное, чисто умственное представление и душевных страданиях героев..." (3)

Мы видим, что этот архетип описывает способность человека называть, давать имена и обозначения, создавать слова и знаки. Действительно, наименьшие целостные единицы, с помощью которых осуществляется рациональное кодирование единиц эмпирического опыта - это знаки и символы. Они и образуют первый, органический уровень в структуре аппарата рационального взаимодействия АРВ.

Архетип Рака (первый знак стихии воды / элементарный уровень работы АЭкВ).

Рак практичен, конкретен, естественен, как ребенок, потому что связан с детством, родительским домом, семьей. Это фаза укоренения, углубления, связи с родовой традицией. Привязанность к семье. Большая восприимчивость, чувствительность, реагентность, хорошая память. Одновременно - замкнутость в своих внутренних пространствах (4).

Обладает даром самовнушения и потому сам формирует свое эмоциональное состояние. Медиумичный, направленный внутрь себя, Рак как никто иной чувствует свой внутренний голос (2).

Рак, как губка, впитывает в себя впечатления окружающей реальности. Сентиментальный и мечтательный, таит в себе богатый внутренний мир и стремится жить всем его многообразием. То, что происходит в глубине его изменчивой души, непонятно никому, и оттого этот знак часто считается самым странным и загадочным знаком Зодиака. Сам Рак, прислушиваясь к миру и развивая свой стихийно-философский взгляд внутрь себя, со временем учится формулировать внутренние процессы доступным для себя образом. Но Рак часто сам не знает, какими будут его настроение или мысль через 10 минут. У него бесполезно спрашивать, чего он хочет, и его подверженность эмоциональным перепадам создает своеобразные сложности (5).

Главная идея Рака - глубокое, сущностное восприятие реальности, в результате чего человек внутренне изменяется. Никто не знает, что происходит в глубине души Рака, в том числе и он сам, но там постоянно идут таинственные процессы и время от времени результат показывается на поверхности и становится достоянием сознания Рака - но далеко не всегда широкой общественности. Если вам удастся попасть в доверие к Раку, то вы обнаружите его удивительную способность понимания и очень точную ответную эмоциональную реакцию; вообще то, что он хочет воспринять, он воспринимает очень глубоко, а это редкий дар, особенно в человеческом общении (3).

Следовательно, наименьшая целостная единица экзистенциальных переживаний - глубокое, самодостаточное сущностное сосредоточение (медитация) на каком-либо эмоциональном содержании. Подобные состояния составляют первый, органический уровень в структуре аппарата экзистенциального взаимодействия АЭкВ.

Из приведенных цитат видно, что первые четыре зодиакальных архетипа действительно описывают наименьшие целостные единицы психоэнергетики, сенсорного опыта, рационального кодирования и экзистенции. Об этом говорит и тот факт, что для всех органических уровней в структуре АВ характерна специфическая инкапсулированность, монологичность: впечатление (АЭмВ-1) и его символ (АРВ-1), глубинный импульс-мотив (АПВ-1) и сущностное сосредоточение - "монолог души" (АЭкВ-1) без остатка заполняют собой все поле восприятия; это крупный план, не включающий в себя ни мелких подробностей, ни контекста. Кроме того, органические уровни проживаются «во внутреннем мире», это, как правило, глубоко личные моменты, которые трудно (а часто и бессмысленно) передавать или объяснять словами (Это касается и АРВ-1: легко ли объяснить, почему ребенка назвали тем или иным именем? Если это делается не по рациональной аналогии с конкретным родственником («в честь бабушки»), а исходя из «свойств» самого ребенка – это совершенно иррациональный, интуитивный процесс.)

Перейдем ко второй трети Зодиака - функциональному уровню аппаратов взаимодействия.

5. Архетип Льва (второй знак стихии огня / системный уровень работы АПВ).

Для Льва характерен постоянный, ровный, устойчивый поток энергии, который ни от кого не зависит. Если Овну нужна искра, внешний источник вдохновения, посторонняя идея, то Лев прекрасно обходится своими силами. Он не импульсивен, внимательно смотрит на мир, и его поведение гораздо пластичнее поведения Овна. Наиболее уязвим Лев для обычного невнимания, которое он воспринимает крайне болезненно. (3)

В отличие от Овна, Лев способен долго быть лидером. Если занимает руководящую должность, то обычно показывает себя с самой лучшей стороны, т.к. это повышает его самосознание и служит лучшим стимулом для проявления творческих способностей. Глубокая эмоциональность, яркое творческое воображение, артистизм, способность к имперсонификации, т.е. умению войти в образ, что очень важно для актера. (2)

Лев - знак полноты бытия. В своем спокойствии держит себя как власть имущий. Дает другим энергию жить, вселяет в них уверенность. Сам способен опираться на себя, и именно поэтому этот знак называют творческим, хотя он обычно не достигает вершин ни в науке, ни в искусстве. Его творчество — это творчество самой жизни. Львы любят заниматься самосовершенствованием, любят классическое и устоявшееся. (5)

Не правда ли, перед нами антропоморфное описание процесса взаимодействия импульсов-мотивов между собой: они распределяются во времени, иерархически выстраиваются в соответствии с системой ценностей человека, эволюционируя в целенаправленную преобразующую деятельность с конкретными объектами и формируя жизненные роли человека (я и быт, я и профессия, я и родители, я и дети, я и творчество и т.д.). Из этих психоэнергетических взаимодействий состоит второй, функциональный уровень АПВ, или АПВ-2.

Архетип Девы (второй знак стихии земли / системный уровень работы АЭмВ).

Любознательность, желание разобраться в непонятном, сильная логика и аналитические способности, добросовестность и дотошность, стремление к объяснению по разным поводам (1).

Лучше всего доводит до блеска то, что уже начато другими. Рассудительна, тратит массу сил и времени, пытаясь проанализировать каждый свой шаг. Долго анализирует, прежде чем приступить к действиям. Предпочитает небольшие компании, где она может просчитать поступки каждого. Склонна к критике. но подмечая мелкие недостатки, может пропустить глобальную ошибку. (2)

"Главная характерная черта - видение и ощущение формы через подробности. Типичная Дева - это Эркюль Пуаро, детектив, обнаруживающий преступника по тончайшим несоответствиям, выявляемым в результате скрупулезного анализа всех деталей и обстоятельств преступления. Парадокс Девы заключается в том, что они дробит детали до такой степени, что это уже теряет смысл, и ощущение формы пропадает. низшая Дева так как вязнет в деталях, что убивает и форму, и жизнь вокруг себя. отточенный бюрократический аппарат, создававшийся когда-то для люде и полностью подчинивший их себе, управляется низшей Девой. Высокая Дева занимается трудом, в котором требуется высокий уровень точности и аккуратности, например, хирургией. Дева вообще неравнодушна к медицине и проблемам здоровья и гигиены, правильного питания и т.д. Под Девой находится хатха-йога." (3)

Мир воспринимается как бесперебойно работающий механизм; человек - один из винтиков в этом механизме; человеческий организм - тоже разновидность механизма, и надо изучать и соблюдать как законы природы, так и здоровый образ жизни. Традиция связывает образ Девы не только с конкретными планетами, но и с поясом астероидов, символизирующим ее стремление все дробить и мельчить. Дева внимательна к мелочам, ничего не упускает из виду, оперативно находит все недостатки и неукоснительно их исправляет. Всегда умеет найти себе работу, в быту очень хозяйственна и все раскладывает по полочкам. В мыслях у Девы наведен такой же идеальный порядок, что позволяет ей обладать энциклопедическими знаниями, уложенными в лаконичные схемы. Позиция чернорабочего, материализм и неверие. (5)

Мы видим образное описание того, как взаимодействуют между собой нечленимые гештальты: они сопоставляются и комбинируются, образуя второй, функциональный уровень АЭмВ, или АЭмВ-2. «Все познается в сравнении.»

Архетип Весов (второй знак стихии воздуха / системный уровень работы АРВ).

Весы - единственный неживой символ Зодиака. Олицетворяют закон равновесия и всеобщей гармонической связи в природе. Символизируют взаимную гармонию частей, составляющих целое; также - уравновешенный, гармонично развивающийся процесс. (3).

Контактны, но избирательны в общении, т.к. исходят из эталонного представления о партнере, его эстетическом, интеллектуальном и социальном статусе, а также о справедливости. Самые большие эстеты во всем Зодиаке, сильнейшая тяга к прекрасному. За внешней мягкостью скрывается твердая позиция, поэтому уступчивы только до определенного предела. Консервативны, свято хранят традиции и устои, много внимания уделяют формальной стороне дела. (2).

Профессиональные составители композиций, в том числе архитекторы, дипломаты и цирковые артисты. "Развитые Весы - это, может быть, самый ответственный знак, и хотя они бывают ментально холодны, но гармония, которую они создают, есть сама Космическая любовь, и поэтому рядом с ними тепло." (3)

Антропоморфно описано свойство психики интегрировать знаки и символы в знаковые системы (языки), образуя второй, функциональный уровень АРВ, или АРВ-2. Здесь, как и в остальных одиннадцать фрагментах, это легко увидеть, если обратить внимание на элементы, из которых строится традиционное описание «характера» Весов: уравновешенность, красота, гармония, справедливость – это иносказательные маркеры системности. Система обладает устойчивостью, динамичностью, чувствительностью, стремлением к гармонии, отсюда – образы «твердой позиции, скрывающейся за внешней мягкостью» и «Космической любви», «тяги к прекрасному» и т.д.

Архетип Скорпиона (второй знак стихии воды / системный уровень работы АЭкВ).

Важнейшие его темы - мир по ту сторону границ индивидуального существования, смерть и разрушение, любое преодоление границ (4).

Сильная интуиция, проявляющаяся на социальном уровне, поэтому он - признанный знаток человеческих отношений... Являясь самым сексуальным знаком, С. безудержно стремится к обладанию предметом своей любви, а потому очень ревнив и не выносит соперников. Все происходящее С. делит на плохое и хорошее, полутонов не признает, любит и ненавидит всем сердцем, его очень легко оскорбить (2)

Подвергая страстному анализу все, что его притягивает, С. склонен вступать в глубокое взаимодействие с людьми, а его психологизм и проницательность позволяют ему читать в их душах. Исследовательский инстинкт дает С. качества естествоиспытателя, порой проверяющего саму жизнь на прочность (5).

Если в Раке идея трансформации реализуется главным образом как собственное внутреннее изменение человека, то Скорпион интенсивнейшим образом меняет не только самого человека, но и окружающий его мир... В душе С. часто бушуют гнев, ненависть, презрение, и когда он их выражает, то делает это прямо и сильно. С. помнит все, и в особенности зло, но не потому, что лично злопамятен, а потому, что зло для него индикатор поля деятельности, которое нужно перепахать и вырастить на нем добро... (3)

Экзистенциальные переживания взаимодействуют между собой крайне трудно, каждое из них тяготеет к стагнации и "вечной жизни", т.к. обусловлено мировоззрением. Взаимодействие для этих состояний означает изменение, т.е. перерождение, гибель предыдущего состояния. Поэтому второй, функциональный уровень АЭкВ составляют все муки, связанные с оппозициями "жизнь-смерть", "постоянство-изменение". Взаимодействие экзистенциальных единиц представляет собой борьбу страстей, муки самоизменения и личностного роста, контакт с сущностными переживаниями других людей - здесь зарождаются вечные темы любви и ненависти, личности и толпы, ревности, соперничества, страдания, терпения, героизма и т.д.

Для всех четырех функциональных уровней в структуре АВ характерна специфическая диалогичность: на АЭмВ здесь уже присутствуют аналитик и объект анализа, на АРВ - знак и знаковая система, которой он подчинен, на АПВ - субъект и объект действия, на АЭкВ "монолог души" сменяется "диалогом души и духа". Это уже не просто крупный план, а "съемка с увеличением", изобилующая подробностями, иногда чрезмерными, из-за чего контекст может оказаться совершенно неясным.

И, наконец, последняя треть зодиакального круга - контекстный уровень аппаратов взаимодействия (или уровень цели, смысла, предназначения и т.д.)

Архетип Стрельца (третий знак стихии огня / контекстный уровень работы АПВ).

Неудержимая тяга к расширению своего мировоззрения. Имея философский взгляд на мир, Стрелец привык мыслить глобальными, большими категориями. Чтобы расширить свой кругозор, Стрелец стремится получить хорошее образование, много путешествует, изучает чужие языки и культуры. Он глубоко религиозен (или идеен), а потому способен обратить в свою веру других. Лидерство берет на себя только тогда, когда необходимы глубокие и всесторонние преобразования существующих норм и порядков. Прекрасно ловит общее направление вопроса, но часто спотыкается на деталях, т.к. может их просто не видеть. Не любит проверять свои выводы на практике: если в теории выходит, значит, так и есть! (2)

Способность к широкому охвату, к обобщению, умение видеть перспективу. (4)

Его по жизни ведут идеи. Стрелец обычно убежден, что все лучшее побеждает худшее, и высокий человеческий дух должен одержать победу над недостатками мира. Стремится опереться не на себя, а на общественные ценности, на зафиксированные культурой принципы, потому что самому человеку в критическую минуту может отказать даже его разум. Стрелец питает интерес ко всем традиционным системам знания - науке, религии, философии и другим культурам - и широта мышления дает ему возможность иметь мнение по любому вопросу. Т.к. он традиционалист, в его жизни большую роль играет понятие чести. Очень серьезно относится к идеям, но понимает и реальность, поэтому может специально профанировать идею, дабы она была принята людьми и могла потом прорасти в них во всей своей полноте. (5)

Стрелец всегда должен быть источником энергии сам, не беречь ее для себя, не просить у других. Вообще, все знаки огня очень уязвимы, они должны вдохновить людей, что, м.б., самая трудная из задач: любая мать знает, что легче сделать самой, чем выучить и заставить ребенка. Однако, огонь высшей устремленности ощущает каждый Стрелец, и отсюда вытекают стрельцовский оптимизм и жизнерадостность (3).

Это антропоморфное описание предназначения всей психоэнергетической активности человека. Четко просматриваются контекстность (максимально широкая), высокий духовный смысл, функция энергетического обеспечения и обоснования любой деятельности (в образе способности научить, а лучше вдохновить на что-либо). Действительно, смысл человеческой активности - в претворении идеи (как минимум, идеи о потребностях), известно, что человек не выдерживает бессмысленной активности. Либо деятельность объясняется идеей, либо идея выводится из деятельности, но без идеи (потребности) импульсы (мотивы) не включаются. Следовательно, описание «характера Стрельца» - мифологическая проекция АПВ-3.

Архетип Козерога (третий знак стихии земли / контекстный уровень работы АЭмВ).

Козерог - символ иерархии, умеет найти в жизни свое место, соблюдает субординацию, ценит воспитание и профессионализм, уважает старших, может идеализировать предков, ответственно относится к своей судьбе, строит свой собственный мир; стремится делом доказать, что у существования есть скрытый смысл. Жажда успеха и сверхуспеха не покидает Козерога даже тогда, когда под его ногами уже несколько покоренных вершин. Неоднозначность и расплывчатость жизни, в которой сталкиваются между собой различные интересы, удручат Козерога: ради исполнения своих задач ему хотелось бы привести мир к общему знаменателю. (5)

"Для Козерога стихия земли - несколько более общее понятие, чем для Тельца и Девы. Козерог занят творением таких форм, которые являются промежуточными между тонкими и плотными; это, например, коллектив людей, занятых определенной практической деятельностью. Козерог, таким образом, в первую очередь практический организатор. Если у него нет коллектива, он организует свою собственную жизнь, подчинив ее конкретной практической идее, требующей длительных усилий. В отличие от Тельца и Девы. Козерог творит формы, их практически не видя, он идет инстинктивно. пробирается ощупью (нематериальная сфера управления материальными процессами). Высший Козерог - это практический духовный учитель, который создает практическую религию, реально меняющую внутреннюю и внешнюю жизнь людей, ее исповедующих. Он создает такие учения, молитвы, типы медитаций, которые материализуются как в душах отдельных людей, так и в судьбах больших социальных групп (образуются государства, социальные системы м т.п.). Для Козерога нет границ, чем бы он ни занимался. У Козерога интимные связи с историей. Он интуитивно ощущает связь времен и наполнен уважением к традиции, которая, он чувствует, является основой текущей реальности. Кроме того, у него хорошее чувство времени." (3)

Каково предназначение сенсорного, эмпирического восприятия? Мир должен быть воспринят человеком адекватно - т.е. и целостно, и структурно, человек должен найти в мире свое место, и т.д. На третьем уровне АЭмВ воспринимаются уже не только изолированные гештальты, и не только мелкие сравнительно-аналитические подробности: здесь происходит восприятие единства и структурной иерархии всего человеческого мира (Космоса, антропокосмоса, антропной сферы, системы "человек-среда" и т.п.). Проективное мифологическое описание «характера Козерога» позволяет, при внимательном чтении, увидеть многие аспекты работы АЭмВ-3.

Архетип Водолея (третий знак стихии воздуха / контекстный уровень работы АРВ).

Самый непредсказуемый и независимый во всем Зодиаке. В нем всегда есть что-то загадочное, суждения оригинальны и неожиданны, решения удивляют своей необычностью. Водолеями сделаны многие важнейшие открытия в науке и технике, но в отличие от Близнецов они более склонны к теории, чем к практике. Очень ценят дружбу. Коллективизм, умение объединять и синтезировать различные течения, подходы, традиции, не подавляя их своей волей, а сохраняя их самобытность. (2).

Водолей соединяет то, что раньше не соединялось, и рассматривает то, что никому не приходило в голову рассмотреть, или с такой точки зрения, с какой это никогда не рассматривалось. Водолей ментально мистичен, т.е. ему в голову приходят из подсознания новые, неведомые ранее человечеству мысли и структуры... От этого меняется имеющаяся на Земле система понятий и представлений, иногда слегка, а иногда во многом. Для Водолея характерен интерес только к тому, что для него является загадкой. Ему страшно интересно найти неизвестную закономерность, придумать структуру, организующую разрозненные факты. (3)

Каково предназначение функции рационального кодирования, к чему она может стремиться? Вероятно, к эволюции в единую (или по возможности приближенную к единству) систему знаковых систем, в пределе приходящую к метаязыку, объединяющему целостный опыт человечества с целостной системой кодирования такого опыта. Иными словами, человеческое рацио (в пределе) стремится к тому, чтобы мир был понятным для человека из любой своей точки. По образу и подобию этого сценария, который, к счастью, полностью неосуществим никогда, человек все же создает синтетические креативные языки, интегрирующие доселе несоединимые знаки и знаковые системы. Именно так возникают чисто человеческие способы познания: художественный образ (нетривиальное сочетание слов), юмор (комическое несоответствие), научное открытие (парадокс). И, соединив язык мифологического кодирования опыта с языком его психологического кодирования, мы получаем нетривиальную, но вполне продуктивную идею о том, что «характер Водолея» – это мифологическая проекция АРВ-3.

Архетип Рыб (третий знак стихии воды / контекстный уровень работы АЭкВ).

Рыбы - большие альтруисты. Любовь Рыб - это скорее любовь ко всему живому, чем конкретно к какому-то человеку, она как бы обезличена. Рыбы особенно сильно будут любить и опекать того, кто слаб и беспомощен (2).

Сочувствуя всему, что происходит вокруг, Рыбы очень зависимы от среды и условий существования... располагают к себе чем-то совершенно неуловимым, неведомым им самим - тем, что мы обычно называем духовностью. Рыбы скрытны и нередко молчаливы, но даже само их молчание способно дать другому многое: Рыбы, настроенные в резонанс с жизнью и пропуская ее через себя, является благодарными слушателями чужих проблем, - даже ничего не советуя в ответ, одним только пониманием позиции другого, они во многом решают их, давая человеку возможность расслабиться и настроиться на верное отношение к делу. Пассивность Рыб позволяет Вселенной проводить через них в мир свою волю всеобщей гармонии и определяет их зодиакальную миссию перераспределителей энергии и сглаживателей негативных явлений жизни, своим включением в ситуацию нейтрализующих зло. Рыбы не боятся внутреннего мира преступника, понимают больного и способны проявить истинное милосердие и заботу о нуждающихся. Рыбы всегда чувствуют нечто, стоящее над ними или звучащее в них - потому обычно они верят - даже когда не знают, во что. И даже когда их религиозность не оправдана рационально, их вера способна сдвинуть горы. Рыбы сильнее и способнее, чем они думают - за счет этой своей невидимой причастности к единству мира, через растворение в его ритмах (5).

Предельное развитие экзистенциальных переживаний - та эволюция человека в Человека, о которой человечеству известно с глубокой древности. Это достижение эмоционального просветления, высокой духовной радости и безусловной, сущностно переживаемой любви к миру (подобная цель описана во многих духовных учениях). Последняя цитата содержит антропоморфную мифологическую проекцию АЭкВ-3.

Для третьего уровня в структуре АВ характерна специфическая триалогичность: во всех АВ здесь присутствует третья составляющая - контекст. В АЭмВ-3 это триалог между аналитиком, объектом анализа и обширным эмпирическим контекстом, на фоне которого анализ происходит и который осознанно используется аналитиком. В АРВ-3 это триалог между знаком, знаковой системой, которой он подчинен, и системой знаковых систем, которой подчинена знаковая система. В АПВ-3 это триалог между субъектом, объектом действия и идейным контекстом, делающим действие возможным. В АЭкВ-3 это триалог "души, духа и духовного контекста". Уровень цели - это наиболее общий план, максимально высокая точка обзора.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ 1 ЭТАПА ТРЕНИНГА.

На этом этапе участники входят в состояние рефлексивно-отстраненного наблюдения за собственным опытом и опытом других людей, видят типичность своих проблем и общность языка, на котором они выражаются у всех, получают возможность представить комплекс человеческих проблем в его целостности (потребность "огласить весь список" свойственна человеку, т.к. призвана снять неопределенность), видят системность и целостность происходящего в человеческом (в том числе и своем собственном) внутренне-внешнем мире, начинают ощущать себя в единстве с другими частями этой системы и, что особенно важно, видят, что в ней задано совершенно определенное направление развития – от простого к сложному, от монолога к триалогу, от элемента к контексту, от органики к смыслу и предназначению.

Здесь же можно сделать ряд вдохновляющих наблюдений, заметно расширяющих привычный взгляд на мир.

Во-первых, нетрудно увидеть, что при переходе от органического уровня к функциональному, а от функционального к уровню цели масштаб психических явлений увеличивается на порядок. Уровень цели принципиально неограничен: можно эмпирически воспринимать хоть весь Космос (АэмВ), синтетические знаковые системы можно расширять до бесконечности (АРВ), а вдохновение (АПВ) и любовь (АЭкВ) тем более бескрайни. То есть, каждый человек на своем третьем уровне - ни много ни мало - вездесущий, всезнающий, просветленный и вдохновенный (т.е., всесильный). Кого принято определять этими словами?.. Следовательно, в образе Бога проективно выражен скрытый, потенциальный смысл человека, и каждый человек несет в себе эту духовную потенцию. Каждый участник тренинга, таким образом, резко раздвигает границы "предполагаемого возможного" для себя лично и для своих жизненных партнеров, которых до этого мог воспринимать исключительно в качестве источника неразрешимых проблем и застоя.

Во-вторых, уровень цели - наиболее внешняя, направленная в социум оболочка (вспомним: единение с миром...), и значит, люди, по идее, призваны быть обращенными к миру и друг к другу именно этой безграничной, духовной, "целевой" стороной. В этом контексте проблемы общения, в т.ч. конфликты, перестают казаться принципиально неразрешимыми. Духовный контакт или хотя бы приемлемое собственное психическое состояние в общении становятся в восприятии участников тренинга естественной перспективой - пусть требующей специальных усилий, но потенциально не просто возможной, а необходимой. Обсуждается и то обстоятельство, что естественность для человека пребывания на уровне цели вовсе не означает автоматического включения этого уровня. Наоборот, в наблюдаемом мире все, как будто бы, и заканчивается органическим и функциональным уровнями. Но Человеком человек чувствует себя именно тогда, когда у него хватает духа идентифицироваться со своей - ненаблюдаемой - Истиной: с собственным уровнем цели. Уровню цели - самому по себе, без человека - на земле неоткуда взяться; только человек может материализовать его и, питаясь от него, бесконечно преобразовывать собственную психологическую данность, и это требует постоянного душевного труда.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 2 ЭТАПА ТРЕНИНГА

На втором этапе участники тренинга рассматривают полученные 12 режимов работы, или программ (Автор надеется, что ему удалось показать архетипичность, символическую обобщенность этих программ; каждая из них может выражаться целым спектром проявлений-эманаций, что позволяет пользоваться алгоритмом АВ для описания и решения очень разных проблем, сводимых, однако, к общей порождающей архетипической формуле ), психики как единое структурное целое, а именно двенадцатифазный цикл проживания каждого события внутренне-внешней реальности человека.

На тренинге это проверяется эмпирически - путем анализа нескольких процессов, протяженных во времени: цикла жизни, различных жизненных событий по выбору группы (например: чтение, экскурсия, обучение, усвоение текущей информации на самом тренинге).

Затем участники самостоятельно "открывают" последовательность, с которой включаются все 12 этапов цикла и наносят ее на круговую схему двенадцатиричного цикла. Получается следующая картина: (рис.1)

(Процесс проходит сначала все монологические, потом все диалогические, и наконец - все триалогические фазы; при этом АВ на каждой фазе включаются в следующем порядке: АПВ, АЭмВ, АРВ, АЭкВ.)

Далее мы наблюдаем, что "колесо процесса" катится само, если только на каждом из двенадцати этапов человек действует правильно. При этом на каждом этапе нас подстерегают разнообразные "искушения", так что можно говорить об этическом выборе, от которого зависит, застопорится процесс или будет развиваться дальше. Вот как могут выглядеть двенадцать "искушений" для процесса усвоения информации, на примере чтения. (Конечно, здесь приводится просто один из вариантов, созданный одной из тренинговых групп. Почувствовав дух этих соотношений, легко прописать адекватные тексты для любого процесса.)

  • АПВ-1. Решиться и начать - или полениться и отложить книгу.
  • АЭмВ-1. Выбрать самое нужное - или самое легкое чтение.
  • АРВ-1. Прочитать точно или рассеянно.
  • АЭкВ-1. Эмпатически принять состояние автора или отгородиться от него.
  • АПВ-2. Дочитать до конца или бросить и перейти к другому делу.
  • АЭмВ-2. Сосредоточиться на тексте или на себе и текста уже не видеть.
  • АРВ-2. Из-за того, что язык текста - не ваш язык, можно его либо изучить, либо отторгнуть.
  • АЭкВ-2. Сострадать автору или жалеть свои силы и раздражаться.
  • АПВ-3. Обогатить в результате чтения свою философию - или свою мизантропию ("Что за дрянная книга!")
  • АЭмВ-3. Усвоить новое - или отложить в долгий ящик либо постараться забыть - при этом остается неприятное чувство зря потраченных сил.
  • АРВ-3. Сделать ценное для себя открытие или уйти в бесцельное фантазирование.
  • АЭкВ-3. Приобрести бодрость духа или растерянность, недоумение, неопределенность...

Следовательно, можно говорить об этике успешных действий, заложенной в самой структуре психики человека.

На этом же этапе тренинга участники рассматривают внутренние структурные связи, организующие замкнутый двенадцатиричный цикл.

Одна из этих структурных связей - оси, соединяющие противоположные программы. В тот момент, когда "колесо" стоит на определенной точке хронотопа (например, на 1 программе, АПВ-1), для той же точки хронотопа будет актуальна и противоположная программа (в нашем примере - седьмая, АРВ-2). Эта противоположная программа будет описывать потенциал ситуации "здесь и сейчас", ее смысл и конструктивное направление развития. Всего получается 6 пар программ, или 6 осей рассматриваемой модели: 1/7, 2/8, 3/9, 4/10, 5/11, 6/12. (Рис. 2).

Опишем конструктивный потенциал осей, для наглядности снова на примере чтения (здесь снова приводится лишь один из рабочих вариантов, созданных тренинговыми группами)):

Когда я решаюсь открыть книгу (1), то я должен быть готов услышать чей-то неповторимый язык, отличный от моего (7).

Когда я выбираю понравившийся на глазок, по одной внешней форме, текст (2), то и этот текст "выбирает" меня, чтобы изменить меня (8).

Когда я прочитываю буквы и слова (3), то мне придется воспринять их смысл (9).

Когда я чувствую чувствами автора (4), я проникаюсь единством мира и всеобщим духовным родством (10).

Когда я тружусь над стихотворением (5), я получаю право, но и обязанность сделать открытие о мире и о себе самом (11).

И когда я вникаю в мелкие подробности текста (6), я растворяюсь в любви к миру (12), иначе потеряю целостность восприятия.

И обратно. Открывая автора (7), я открываю себя (1).

Сострадая автору или героям (8), я приобретаю яркое впечатление (2).

Вдохновившись текстом (9), я получаю возможность выразить свое вдохновение в собственных знаках (словах, жестах, ремесле...) (3).

Когда я чувствую единство мира (10), оно потрясает меня до основания, и мои переживания становятся неизмеримо богаче (4).

Когда я интегрирую язык автора и мой собственный (11), я усиливаю свою творческую энергетику (5).

И когда я растворяюсь в любви к миру (12), это дает мне силы для ежедневной мелкой работы и малых дел (6).

Следующий уровень структурных связей: оси, пересекаясь, образуют три креста. (Рис.3).

Интересующий нас смысл крестов заключается в том, что половина программ более ассоциируются с выдохом, действием, сказанным словом, а другая половина - с вдохом, слушанием, молчанием. Таким образом, каждый крест складывается из двух осей: пассивной и активной. Для нас важно, что состояния, связанные с пассивной осью, должны предшествовать активным состояниям с той же естественностью, с какой выдох следует только после вдоха. Таким образом, кресты указывают на естественный закон причин и следствий, причем, для человека этот закон механики (заполнение, предшествующее опустошению) становится законом этики. Без вдоха выдохнуть - нечем, поэтому внимание к миру (восприятие) должно идти сначала, а обращение к нему (самовыражение) - потом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ 2 ЭТАПА ТРЕНИНГА.

Из информации о последовательности двенадцати этапов восприятия события человеком и о структурных связях между этими этапами (оси, кресты) участники могут сделать очень важные выводы. Психическая структура, проективно отраженная в зодиакальной мифологии, безгранично ресурсна и скрывает в себе программу личностной и духовной эволюции. Она креативна и этична по самой своей структуре, и можно говорить о креативной этике как "сокрытом двигателе" человека. Человек не развивается, а следовательно, и не выживает, идентифицируя себя с органическим или функциональным уровнями; если же у него хватает личностных сил идентифицироваться с уровнем цели - он и выживает, и нормально развивается - в любом возрасте.

Далее я предлагаю воспользоваться описанными структурными связями зодиакальной модели как психотехническими алгоритмами в поисках ресурсов; при этом участники могут видеть, что "хорошо сформулированный" вопрос запускает процесс нахождения ответа, и ответ неизменно оказывается ресурсным.

3 ЭТАП ТРЕНИНГА

Далее начинается третий, сугубо практический этап тренинга: разбор и решение реальных проблем участников (в кругу, в парах или в малых группах). На этом этапе участие тренера постепенно сводится на нет, т.к. участники овладевают самостоятельным применением психотехнических алгоритмов. Последовательность действий при решении проблемы такова.

  1. 1. Сформулировать проблему максимально точно. Определить, чья это проблема.
  2. 2. Найти место проблемы на круговой схеме (в зависимости от того, в терминах какой программы сформулирована проблема).
  3. 3. Для решения проблемы использовать любые возможные алгоритмы, по отдельности или в различных комбинациях:
    • проверить правильность этического выбора на данной программе, "не сходя с места";
    • поиск причин сбоя: анализ этического выбора на предыдущих этапах (аналитическая "открутка колеса" в обратную сторону);
    • поиск выхода из проблемы: "докрутка колеса" к следующим программам и к итоговой двенадцатой;
    • поиск смысла и ресурса проблемной ситуации (в противоположной программе оси);
    • работа с крестом: если проблема заявлена на активной оси, пассивная ось покажет глубинные причины проблемы; если проблема заявлена на пассивной оси, активная ось покажет естественную перспективу развития ситуации;
    • можно воспользоваться также прямым катарсическим ходом внутри одного АВ из первой программы во вторую и затем в третью (например, АЭкВ-1 - АЭкВ-2 - АЭкВ-3); это даст быстрый медитативный выход к инсайту, однако как конкретно действовать, покажут предыдущие психотехнические ходы.

При решении конкретных задач на первых порах полезно проверять все возможные психотехнические алгоритмы. С опытом придет интуитивная чувствительность к контексту проблемы, позволяющая в первую очередь использовать алгоритмы, наиболее актуальные именно для нее. Иногда задача может решаться "в один ход".

Можно считать задачу решенной, когда у клиента включается уровень цели (9,10,11,12 программы). Это значит, что у него появляется философски обоснованная решимость конструктивно действовать (9) (но не эйфория), четкое понимание программы действий (10), и максимально возможный для него в данной ситуации уровень милосердия (12), а также принципиально меняется видение ситуации (расширяется поле осознаваемого) (11).

Несколько примеров "задач и решений".

Проблема 1.

Руководитель детской студии жалуется, что студия разваливается: нет командного духа, многие дети уходят.

Формулировка проблемы соответствует шестой программе, АЭмВ-2 (дробление на мелкие элементы).

А. Первым психотехническим ходом будет проанализировать позицию руководителя студии: на какие мелочи в своей работе он обращает большее внимание на то, ЧЬИ это мелочи - детей, хода работы или его собственные. Становятся ли мир детей и детали творческого процесса миром руководителя - или он заполняет работой и детьми пустующие позиции в собственной картине мира? Уже на этом, первом "ходу" руководитель может получить инсайт.

Б. Проверка ресурса, хранящегося в противоположной, двенадцатой программе, АЭкВ-3. Если команда разваливается, это обязательно означает, что ее эмоциональная атмосфера не оптимальна. Здесь была актуальна тема любви руководителя студии к миру и к детям - что для него стоит за этой любовью, как он выражает ее, чувствуют ли и принимают ли ее в этой форме дети и т.д.

В. Поиск причин (открутка колеса назад). Вполне вероятно, что сбой произошел на 5 программе (АПВ-2): до поры команду держало энергоемкое занятие - скажем, подготовка к важному выступлению, где каждый участник мог себя показать, или просто период трудной работы, который не предполагал особого внимания к личностным проблемам. Как только напряжение ослабло (выступление завершилось, или завоеван определенный уровень мастерства либо профессиональный статус группы), участников можно удержать только эмоциональной поддержкой (12) и перманентным вниманием к личности каждого (5), а также - "крутим колесо" вперед - созданием общего командного стиля и языка (7).

Г. Проблема заявлена на пассивной оси (6/12), следовательно, неминуемое развитие событий - на активной оси (3/9). То есть, ситуация развала всегда достаточно кризисна для того, чтобы быть вербализованной (3) и осмысленной (9), что очень благоприятно для проведения психологической консультации как профессиональной формы вербализации и осмысления проблемы. В том случае, если бы руководитель не обратился к психологу, вербализация и обдумывание происходящего были бы столь же неизбежными - но происходили бы уже на примитивном, бытовом уровне. В нашем случае руководитель студии во время сессии не только пережил несколько инсайтов и наметил для себя план выхода из кризиса, но и сам руководил ходом сессии, самостоятельно проверяя все ресурсные ходы. (Эти же ресурсные ходы будут работать для аналогичной проблемы любого коллектива, в т.ч. для решения супружеских и семейных проблем на этапе, когда семья уже прошла период борьбы за выживание и статус, и на первый план выходят эмоциональный фон семьи и наличие у супругов интереса к личности друг друга. Если с этим не все в порядке, семья неминуемо (хотя и с различной скоростью) идет к развалу.)

Проблема 2.

Руководитель другой студии жалуется, что его сплоченная команда выиграла тяжелейшее соревнование (дети должны были бороться, находясь в стрессовой ситуации, по 12 часов в сутки несколько дней), но после этого дети никак не могут восстановиться, их состояние близко к депрессивному.

А. Ищем место проблемы на "колесе". Тяжелая борьба на грани возможного - это восьмая программа (АЭкВ-2). Борьба выиграна, восьмой этап пройден. Пройден ли девятый этап (АПВ-3), т.е. осознают ли дети смысл своей победы? Да, осознают, эта победа для них действительно важна. Нормальное прохождение девятой программы должно сопровождаться огромным энергетическим подъемом, воодушевлением, готовностью работать дальше, а в нашем случае - "почти депрессия". Это интересный случай, типичный для самых разных побед, которые "почему-то" обессиливают победителя. Все дело в том, что осознание смысла (9) победы действительно дает очень сильную энергетическую подпитку, но эта энергия рассчитана на длительное время и не сконцентрирована вся в моменте победы (несмотря даже на кратковременный эйфорический подъем в первый момент). Для того, чтобы силы, потраченные на восьмом этапе, восстановились, необходимо нормальное прохождение не только девятого, но и десятого (АЭмВ-3) этапа: победитель должен получить нечто, ощутимое сенсорно (венок на голову, поцелуй прекрасной дамы, мороженое, сутки сна или загородную прогулку, денежное вознаграждение и т.д.). А в нашем случае детям обещали, помимо утомительной торжественной части, еще и шоколадки, но шоколадки не были выданы вовремя, а обещаны на потом. Дети были очень разочарованы, говоря: дело не в шоколадке, а в том, что мы хотим хоть что-то получить сейчас. И это совершенно законная просьба, потому что без нормального прохождения десятого этапа организм не может сенсорно отстроиться от тяжелого состояния, в котором он находился на восьмом. Гештальты АЭмВ-1 и АЭмВ-2 завершаются только в АЭмВ-3, и без этого отстройка происходит долго, болезненно и являет собой то самое "почти депрессивное" состояние. (В миниатюре то же самое немедленно происходит, когда мы, наконец, завершаем некоторую работу, требовавшую усилия над собой: 10 программа рефлекторно включает обязательные телесные проявления: это как минимум вздох облегчения, а затем - какая-то награда себе любимому: перекур, обед, потягивание и разминка, сон, душ - или, увы, принятие алкоголя "чтобы расслабиться". (На более высоком уровне осознанности - расслабление, медитация и т.д.). Если бы детям немедленно, сразу после победы, выдали их шоколадки (10), дети разошлись бы домой в новом качестве, вещественный знак которого можно кому-то показать, оставить на память или попросту съесть. А это сильно облегчает своевременное прохождение 11 программы (АРВ-3) - ментальную интеграцию событий, новый образ себя, новые идеи и инсайты и 12 программы (АЭкВ-3) - эмоциональное просветление и расслабление, готовность к новому циклу (1 программа, АПВ-1).

Здесь мы использовали только "докрутку колеса". Руководитель принял решение самостоятельно компенсировать ошибку руководства и отвезти учеников на загородную прогулку. Силы детей на дальнейшую работу восстановились уже на этой прогулке, которая плавно перешла в объяснение и обсуждение нового материала.

Проблема 3.

В инсайте получен новый творческий замысел, но в реальной жизни нет сил его воплощать. Изобрести легче, чем внедрить. Где взять силы на внедрение?

А. Этическая проверка на своей программе. Инсайт (11 программа, АРВ-3) таит в себе искушение беспредметных мечтаний. В голову может придти неограниченное количество интересных мыслей. Как понять, какие из них жизнеспособны, а какие со спокойной совестью можно забыть? Это покажет ход по кресту.

Б.11 программа находится на активной оси 5/11, ей предшествует пассивная ось 2/8. Это значит, что естественной энергетики хватит только на те инсайты, которые напрямую связаны с опытом страданий (8) человека, достаточных для того, чтобы он чувствовал, что эти проблемы нельзя не решить. (Ср. афоризм о том, что настоящий писатель не тот, кто любит писать, а кто не может не писать. У такого писателя не возникает нехватка сил для литературной работы.)

В частности, "хроническая усталость", о которой сейчас много говорят и пишут, связана с тем, что по тем или иным причинам человек решает не те вопросы, которые сущностно важны для него, т.е. хронически занимается тем, для чего у его организма нет сил. При этом расходуется энергия, предназначенная как раз для решения насущных задач - и круг замыкается.

В. Если проверка креста показала, что инсайт действительно сущностно важен, следует вспомнить ресурсный ход в противоположную программу. Здесь это 5 программа, АПВ-2, т.е. ресурс - в распределении сил и упорной длительной работе. Напоминание об этом обычно воодушевляет клиента и позволяет перейти к планированию его действий и "научной организации труда", уже не думая о нехватке энергии (которой на АПВ-2 быть не может). Здесь вполне хватает небольшой эмоциональной и информационной поддержки психолога, дальше клиент идет сам.

Проблема 4.

Ни на что нет сил. Не хочется вставать утром и т.д.

Проблема сформулирована на 1 программе (АПВ-1) - нет энергетического импульса.

А. На своей программе проблема не решается: решимости нет. Где ее взять?

Б. Возможен чисто аналитический, ментальный ход в ресурс противоположной, седьмой программы - АРВ-2. Т.е., вместе с психологом составить из знаковых событий и проанализировать язык жизни клиента и в ходе этого анализа получить необходимый энергетический импульс (он естественно возникнет в результате включения структурной связи 7-1 либо катарсического хода в инсайт (структурная связь 7-11).

В. Другой возможный ход - проверить ресурс креста (для клиентов, более склонных к медитации, чем к ментальному анализу). Проблема заявлена на активной оси 1/7, ресурс находится на пассивной оси 4/10. Здесь можно использовать обе программы. На 10 программе (АЭмВ-3) - осуществить отстройку от предыдущих гештальтов через телесноориентированные техники и конкретные бытовые мероприятия и процедуры. На 4 программе (АЭкВ-1) - провести глубокое расслабление и медитацию, в зависимости от конфессиональной принадлежности клиента могут работать различные религиозные обряды. Если психолог использует экзистенциальные техники - есть смысл исследовать идентичность и миссию. Для некоторых клиентов здесь также могут быть эффективны трансперсональные техники. Все эти меры активизируют ось 4/10, что не может не привести к включению оси 1/7.

Г. Еще одно направление поиска. Очень возможно, что нового энергетического импульса (1) нет из-за неудовлетворительного протекания предыдущего сущностно важного цикла: либо он "застрял" далеко от завершения (тогда надо искать этап, на котором произошел сбой и работать оттуда), либо его 12 программа пройдена в негативном варианте (не как просветление, расслабление и готовность к следующим задачам, а как растерянность, опустошенность, неопределенность). В последнем случае можно пойти за ресурсом в противоположную, шестую программу (АЭмВ-2) и заняться анализом, дифференциацией и легализацией деталей предыдущего опыта, создавая определенность и добиваясь успокоения и расслабления клиента (12), что приведет к спонтанному возникновению нового энергетического импульса (1), а говоря попросту, желания жить.

Проблема 5.

Нет никакой возможности ужиться с дочерью, вышедшей замуж, и ее семьей. Попытки общаться приводят только к обоюдным страданиям.

Проблема сформулирована на 8 программе (АЭкВ-2), на пассивной оси 2/8.

А.В данной ситуации клиент счел приемлемым для себя единственный ход - слом стереотипа (включение 11 программы ходом из пассивной оси 2/8 в активную 5/11). Для клиента это означало разъехаться с дочерью и заняться творчеством и "жизнью для себя" (5).

Проблема часто формулируется в терминах 8 программы (неприятие, вражда, антагонизм, "несовместимый с жизнью").

А. Этика восьмой программы (АЭкВ-2) состоит в выборе между самоизменением, достижением невозможного, выходом за рамки своих привычных возможностей - и разрывом с источником вызова (вплоть до его уничтожения).

Б. Если при обсуждении этого хода у клиента не возникает инсайтов, можно попытаться простимулировать включение следующей, 9 программы (осмысление, понимание "информационного послания" данного конфликта). Однако если бы прямой ход 8-9 был общедоступен без специальных усилий, профессии психолога и священника давно бы умерли.

В. Гораздо легче пройти из 8 программы в 9 через следующую комбинацию: 8-2-3-9. Т.е. подробно рассмотреть (2) все гештальты, образующие конфликт (8). В частности, для включения 2 программы (АЭмВ-1) полезно использовать изобразительную арт-терапию - с обязательной последующей вербализацией (3, АРВ-1) выявленных образов, что приводит к пониманию клиентом экзистенциального смысла конфликта (включается искомая структурная связь 8-9, а включение 9 программы дает энергию для длительной конструктивной активности ( На 9 программе (АПВ-3) находится главный источник энергетических ресурсов личности - то, что А.Блок называл "сокрытым двигателем".).

Объем данной статьи не позволяет продолжить рассмотрение конкретных случаев. Хочется надеяться, что это небольшое исследование окажется практически полезным не только для автора и его клиентов, и те консультанты-практики, которым нравится экспериментировать, смогут попробовать еще один набор инструментов для исследования проблемного поля – как собственного, так и клиентского...

Цитированные астрологические источники:

  1. Калюжный В.В., Большой астрологический практикум. Мн., 1994.
  2. Левин М.Б. Лекции по астрологии. М.,1993
  3. Подводный А. Лекции по введению в астрологию. Новосибирск, 1998.
  4. Методические пособия по астрологии под общ. ред. М. Б. Левина и Т. М. Митяевой, М., 1993.
  5. Семира и В. Веташ, Искусство астрологии, в 2 т., Воронеж, 1993

Белорусец Кира Семеновна, 125284, Москва, ул. Беговая, д.24, кв.89, д.т. 945 59 63. Имеет три профессиональных образования: музыкант, литератор, психолог. Член Профессионального комитета московских литераторов, автор поэтических, критических, литературоведческих и психологических публикаций, ряда детских учебников. Тренер и консультант ЦПП «Катарсис» (Москва).