Одно из положений суггестивной лингвистики – это то, что звучание и значение слова стремятся к взаимному соответствию.
Психологами проведен один интересный опыт: взяли три одинаковых предмета, различных только по размерам. Разным людям, говорящим на разных языках, предлагали назвать эти предметы словами: ЛИ, ЛО, ЛАУ, по принципу, какому предмету какое слово должно соответствовать. И почти все назвали словом ЛИ – самый маленький предмет, а словом ЛАУ самый большой предмет.
Слова имеют несколько уровней воздействия. Первый уровень – информационное, логическое, когда слово означает предмет, понятие. Второй уровень воздействия – эмоциональный, например: стихи могут передавать особое состояние души, эмоцию при малой информационной насыщенности. Третий уровень воздействия слова через сами звуки, через их ритм. Если проанализировать звукобуквы А, Е, И, то они дают ощущение белого, светлого, яркого, а звукобуквы Ы, О, У – мрачное, темное.
Звуки в обычной речи встречаются со строго определенной частотностью. Если в тексте доля звуков в пределах нормы, то они не несут специальной смысловой и экспрессивной нагрузки и их символика скрыта.
Составляя рекламный текст, можно подбирать слова так, чтобы в зависимости от целей, в тексте превалировали определенные звукобуквы и их ритм. Как бы создавая резонанс в душе человека, вводя его в определеннье состояние, в котором повышается его уровень доверия к получаемой информации. Ритмичность текста – это способ включиться во внутренний диалог человека ( как говорил ныне покойный академик Лосев А.Ф.: '' Человек есть текст'', а текст – это вибрация и в этом секрет воздействия на человека ритмом слова, примерно рак же, как от звука струны при явлении резонанса разбивается хрустальная ваза.).
Текст состоит из букв-звуков, громких и тихих, шипящих и звенящих, высоких и низких, на которые мы реагируем рефлекторно. В восприятии животного и человека устанавливается связь между типами звучания и типами предметов, явлений и действий. Если читая текст Вы услышите грохот, то Вы встревожитесь и прекратите чтение, а если послышится мелодичное пение? Реакция будет иной. Эти звуки не вызывают тревожных ассоциацийййй. На наличии ассоциаций связанных со звуками основана целая область нашей душевной жизни – музыка. В ней нет ничего кроме звуков, но какие чувства, движения души она вызывает! Часто в этом слова даже не могут с ней в этом соперничать. А ведь можно и слова в тексте подбирать такие, что бы они по своему звучанию (содержанию звукобукв ) оказывали такое же воздействие, что и музыка, своим ритмом завораживали, затрагивая в душе некие струны, звучащие в резонанс.
Неотъемлемой частью психического образа текста являются вызываемые им звуко-цветовые ассоциации. Важно учитывать это при построении текста несущего целостный образ, особенно сопровождающимся видеорядом. Например по данным психологов преобладание гласной И среди других гласных в тексте указывает на синий или голубой цвет, Ы- черней, Б - сиреневый.
Проводился такой экспермент: домохозяйкам давали стирать одинаковым порошком, но он находился в упаковках разного цвета, - в желтой, синей и желтой с синими мазками. По их мнению в желтой пачке был сильный порошок, он портил белье, в синей пачке слабый порошок – он плохо отстирывал, а вот в упаковке желтого цвета с синими мазками – в самый раз!
Например возможность подбирать нужный цвет таблеток в фармацевтической деятельности, позволяет во много раз усилить действие эффекта ''плацебо'' и активизировать сбыт.
Использование подобных технологий позволяет подбирать нужные цвета при оформлении полиграфической продукции.
Текст можно еще анализировать и по таким его характеристикам, как ''золотая пропорция''. Эта пропорция отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей , равно отношению целого к большей части. ''Золотая пропорция'' обнаружена во всех областях художественного творчества, в том числе и словестного. Информация которая содержится в точке золотого сечения, влияет непосредственно на подсознание, минуя сознание.
Николай Суровцев.
Беларусь.